Павел "pakman" Кириллов, один из разработчиков TTM. Главный кодер, также отвечает за связи с общественностью. Место жительства - Россия, Москва.
TTM 2003 - решение для игроков, участвующих в турнирах и для админов серверов, на которых проводятся межклановые матчи, лиги и другие онлайновые и клубные турниры. Прежде всего, TTM2003 обладает широкими возможностями настройки и голосования и предоставляет эти возможности через легко доступный и интуитивно понятный графический интефейс. Настройки делятся на три основные группы: "server-side settings" (серверные настройки), player-side settings (клиентские настройки) и голосование для игроков по изменению серверных настроек.
Проект ТТМ2003 постоянно находится в развитии и если вы можете оказать какую-либо помощь или хотите сообщить о выявленной ошибке - связывайтесь с pakman-ом (pakman@mail.ru, irc #ttm @ irc.quakenet.eu.org).
Hobbit31337: Расскажи, с каких пор ты начал мучить компьютеры? Наверное началось все с игр :)?
34s|pakman: Ну, вперемешку :) Мне игры нравились, и программировать тоже. Лично руками машину потрогал где-то лет в 11, наверное.
Hobbit31337: Это был Spectrum :)?
34s|pakman: нет, это была такая машина "Корвет", с черно-белым экраном, тетрисом и "Бейсиком". Потом были Yamaha, Robotron 1715, Robotron 1834 (там уже МС-ДОС был), ну а затем с одного PC на другой прыгал.
Hobbit31337: Ты так давно играешь, но почему именно UT стал для тебя фаворитом?
34s|pakman: Вкратце история была такова. Я более-менее поигрывал в Q2 почти с момента его выхода. Сначала сингл-плейер, затем и мульти. Сетевые игры в Q2 мне сильно понравились. Затем пришел момент, когда почти одновременно вышли Q3 и UT. Q3 мне не показался наследником Q2, и вообще приятных впечатлений не оставил. А UT -- наоборот. Я стал поигрывать в клубах, вступил даже в клан Free Forces. Играть в УТ мне было приятно. Сложно объяснить почему одна игра нравится больше другой. Но, тем не менее, ещё с демки УТ-1 эта игра мне сильно "пришлась" :)
Hobbit31337: Многим не понравился UT2003, говорят что в нем многое изменилось. Слишком понижены повреждения наносимые оружием, игра стала менее хардкорной... А как ты относишься ко всем этим изменениям, они на пользу игре?
34s|pakman: Мое отношение к УТ2003 таково -- я узнаю в этой игре старый добрый УТ, хотя он и несколько изменился. Изменения, конечно есть, прежде всего, в области рендеринга.
Что же касается изменений геймплея и того, насколько они повышают "хардкорность" игры или наоборот понижают её. Лично мне бОльшая часть изменений геймплея нравится. По поводу "понижения повреждений" -- в корне не согласен. Flak cannon, rocket, миниган (к которому в последнем патче ещё добавили максимальное количество патронов) -- стали скорее более сильными, нежели раньше. Да, некоторые пушки, вроде линкгана, не имеют сейчас такого значения, как пульсган в UT-1. Это, скорее, означает, что из игры в которой можно практически из любого оружия за доли секунды убить максимально "отожранного" игрока, УТ2003 стал игрой, в которой это можно сделать из некоторых видов оружия, а из других -- нельзя. Возможно, это добавит дополнительные элементы стратегии в игры TDM 4на4.
Насколько я понимаю, в УТ-1 в 4на4 систематический "отжор" ключевых пушек не практиковался, в отличии от TDM Q3. Вообще же, говорить о том, хороши ли изменения или плохи, пока сильно рано. Игре нет и трех месяцев, не прошло ни одного крупного соревнования ни в одной дисциплине до конца, нет демок сильных игроков. Возможно, демки с CPL несколько прояснят ситуацию.
Что мне пока что действительно сильно не нравится -- так это адреналин в командных играх. Если одна команда стреляет лучше другой в, скажем, полтора раза, то она и адреналина за счет смертей будет получать в полтора раза больше, и, значит, раньше сможет запустить адреналиновые комбы, что даст ей ещё большее преимущество. Это снижает возможность "comeback"-ов в командных играх. Особенно это будет заметно в CTF, где можно просто тупо кемперить полматча на своей базе, набирая полный адреналин, затем включить комбы у основных игроков и сделать результат :( В одной из ближайших версий ТТМ-а мы будем делать возможность убирать адреналин совсем.
Hobbit31337: Не кажется ли тебе, что новый UT по своей физике и строению карт больше подходит для тимплея, чем для дуэлей?
34s|pakman: Я думаю, что есть большой шанс, что в UT2003 TDM 4on4 и 2on2 будет в более выгодном положении, чем он был в UT-1, а CTF -- наоборот. То есть произойдет перемена основной ориентации игры -- раньше это был CTF (не в нешей стране, но вообще это было так), теперь основной упор будет на TDM. Предчувствие у меня такое. По поводу 1на1 -- сложно сказать. Пока я никаких плохих предзнаменований не видел. Считаю, важной "контрольной точкой" будет результат CPL Winter, то, насколько уравновешенными будут игры.
Hobbit31337: Когда появилась идея делать ТТМ для UT2003? Вы сразу с демки поняли, что игре нужен вспомогательный мутатор улучшающий баланс и включающий дополнительные функции?
34s|pakman: ну, в общем, дело было так -- мы с Волком и Номадом писали-писали-писали-писали ТТМ для УТ-1; когда был анонсирован выпуск УТ2003, я, где-то в мае этого года написал в паре мест, что как только выйдет УТ2003, мы начнем работать и над ТТМ2003. практически сразу договорился с Волком и Номадом об их участии в новом проекте и как только появилась физическая возможность что-то кодировать для УТ2003, мы за это принялись.
Естественно, что мы стараемся избежать старых ошибок. Так, например, в силу некоторых обстоятельств, ТТМ для УТ-1 был отдельным типом игры, основанным на TDM. Погонять DM было уже сильно сложно, а поддержка CTF была, но сильно убогой.
В ТТМ2003 я с первых дней настаивал на том, чтобы делать его мутатором. И Волк и Номад сначала сильно расстраивались от этого -- дело в том, что это связано с весьма большими напрягами в программировании. Многие вещи приходится делать существенно сложнее, чем раньше. Но зато сейчас ТТМ2003 поддерживает все стандартные типы игры, не требуя от нас дополнительных усилий по этой поддержке. Лично меня этот факт очень радует.
Hobbit31337: Ты являешься лидером проекта ТТМ. А кто еще состоит в команде? Я знаю, что к вам постоянно приходят новые люди.
34s|pakman: Ну, "лидер", понятие довольно условное. Скажем так, я больше всех даю интервью :p, и держу все исходные коды. Команда ТТМ 2003 стала сильно большой. Не все участники, правда, пашут там одинаково. Довольно обычная ситуация, когда человек приходит, делает какой-то "взнос" в развитие ТТМ-а, и после этого от него уже практически ничего не исходит. Это нормально, ибо проект у нас некоммерческий, а жизненные интересы и возможности у всех разные.
Итак команда, перечислю в порядке появления: - я; - Volf -- очень много кодинга; - Nomad -- кодинг; - DayWalker -- 'brightskins' (немец); - SchmaKK -- звуки (при голосовании и новые хитсаунды)(датчанин); - TNSe -- кодинг irc-репортера (он норвежец); - MrFrost -- кодинг (он немец); - OutsiderZ -- новые 'team-colored skins' (он американец).
Плюс, надо ещё упомянуть BabyDeath, которая в силу определенных обстоятельств (она моя жена :D) видит даже мелкие изменения в ТТМ-е на очень ранних этапах, и я довольно часто обсуждаю с ней, что она, как потенциальный пользователь мода думает о том или ином варианте как сделать ту или иную фичу. Все это лично мне сильно помогает.
Hobbit31337: Семнадцатого ноября состоялся релиз первой версии - TTMv1. Каковы нынешние успехи ТТМ в мире, ты доволен результатами?
34s|pakman: С этого момента прошло более 13000 скачиваний с известных мне зеркал (есть ещё некоторое количество "неофициальных" зеркал, которые я не учитываю). В мире бегает около 330 серваков под ТТМ-ом, и это количество каждый день увеличивается. При этом 2 сервака бегают в России, и оба -- ваши, ut2003.ru :). Я на них недавно бегал из офиса c58|d1monn-а -- было очень приятно :).
Примерно 12% серваков в мире используют ТТМ, более 25% серваков в Европе. Практически все онлайновые лиги Европы используют ТТМ, в Америке с этим несколько поскромней, но там вообще пока UT2003 не очень "поднялся"... В любом случае, с Северной Америкой мы работаем :)
Я надеюсь, что вторая версия будет большим успехом и ТТМ получит ещё большее распространение.
Hobbit31337: Сейчас идет работа на TTMv2, что нового в нем должно появится?
34s|pakman: Вармап, irc-reporter, офигинительная статистика точности попаданий из оружия и подъемов рулезов, штук 5 новых опций для голосования, новый пак со скинами, ну и по мелочи до фига.
Hobbit31337: Сколько всего :). А вы следите за отзывами пользователей ТТМ?
34s|pakman: Да не то слово! Я с этими отзывами просыпаюсь и с ними засыпаю! Прежде всего, конечно, я слежу за "официальными каналами" проекта, то есть irc #ttm @ quakenet, почтой ttm-mail@mail.ru и pakman@mail.ru, форумом www.planetunreal.com/ttm/board/ Часто отвечаю на вопросы, стараюсь помочь всем, кто пытается установить ТТМ. Мы подготовили ряд инструкций, в которых постарались донести до общественности, что и как надо делать, но все равно часто приходят люди, которые это не читали вообще :). Даже им я стараюсь помочь, а не просто отослать "иди читай доки".
Плюс, я невидимой тенью парю над различными игровыми сайтами и форумами и потаенно читаю, что пишут про ттм, когда думают, что пакмана рядом нет :) Особенно я люблю www.ina-community.com/forums/
И эта любовь -- взаимна! Там что ни день, то встретишь тезис типа "TTM is ruining the game!!!!!!" или в ответ на "у меня что-то игра не фурычит" дружеский ответ эксперта "удали немедленно ТТМ, он тебе все небось насквозь в УТ перепортил". Жена не даст соврать, я себе завел специальный черный .txt файл, в который записываю особенно яркие возгласы. Готовлю публикацию к годовщине выхода первой версии ТТМ-а :p
Hobbit31337: Будет интересно почитать :)). А как насчет контактов с Epic? Они как-либо выражают свое мнение о проекте? Они ведь хотят выпустить свой pro-интерфейс для крупных чемпионатов.
34s|pakman: Официальной позиции Эпика по поводу ТТМ-а нет. Есть частное мнение DrSin-а, и оно заключается в том, что если кто-то хочет играть с ТТМ-ом, то почему бы и нет. Но лично ему больше нравится УТ2003 как они его сделали.
По поводу крупных чемпионатов пока ничего точно не понятно. Ясно, что на CPL Winter мы не попадаем, а что будет дальше -- посмотрим.
Hobbit31337: А возможно ли, что ТТМ работать с ихним интерфейсом, чтобы использовать мощь всех функций ТТМ и в то же время не позволять участникам чемпионата ковырятся в настройках графики?
34s|pakman: Я буду рад, если мы сможем помочь Эпикам. Технических проблем тут никаких нет -- запрограммировать можно что угодно :) Пока ничего более определенного сказать не могу.
Hobbit31337: Успеете выпустить TTMv2 до Нового Года :)?
34s|pakman: Я на это надеюсь :)
Hobbit31337: Отлично :)! Спасибо за интересное интервью, желаю успехов :)!
34s|pakman: Спасибо за пожелания, будем стараться :)!